ответственный за организацию работы по охране труда

Получить удостоверение по охране труда в сжатые сроки 1-2 рабочих дня

Кто такой ответственный по охране труда в организации, как его назначить, с какой целью, каковы его функции и обязанности

Кто такой ответственный по охране труда в организации

ответственный за организацию работы по охране труда

Безопасность организации это начало любого бизнеса. Бухгалтерия и юридическое законодательство отходят на второй план перед вопросами, связанными с жизнью и здоровьем сотрудников.
Предупреждением, выяснением причин и принятием мер для неповторения- вот чем занимается Охрана Труда РФ.

Политика Российского законодательства в наше время направлена на улучшение условий труда граждан, и взваливается эта ноша на плечи работодателя.
Глава фирмы должен обеспечить своих сотрудников не только рабочими вопросами, но и продумать как выполнить поставленную задачу безопасно.

Для этого руководителю предприятия необходимо организовать обучение работников Охране Труда, принять меры для их безопасности, следить за исправностью рабочего инструмента, агрегатов, приспособлений, вести нормативную документацию, и многое другое, что обеспечит сотрудникам безопасный труд.

Но, как говорится, «человек не семи пядей во лбу», и не может за всем уследить.
На плечах руководителя обеспечение организации, подписание договоров, производственный процесс, и он не может разорваться на несколько частей.

Но этого и не требуется.
Согласно ТК РФ, а также Постановлению 1/29 (Заменило Постановление от 24 декабря 2021 г. N 2464 01.09.2022), глава любой организации может взять себе в помощники специалиста, в обязанности которого будет входить безопасность производственных процессов, исходя из требований Охраны Труда (при условии, что на предприятии численность сотрудников до 50 человек.

Свыше необходимо организовать службу по ОТ, но это уже тема другой статьи).
В случае принятия решение о назначении вышеуказанного сотрудника, руководитель может перенести решение вопросов, связанных с мерами безопасности по Охране Труда на его плечи.

НО! Ответственность за произошедшее на предприятии по прежнему на работодателе.

Вывод: ответственный по охране труда в организации- помощник руководителя, назначенный на эту должность с целью решения всех вопросов, касающихся безопасности на предприятии, принятию соответствующих мер, ведению нормативной документации и т.д., для обеспечения безопасности сотрудников.

Как назначить ответственного по охране труда в организации

ответственное лицо за охрану труда в организации

Как говорилось выше, это должен быть сотрудник из числа инженерно- технического состава, имеющий высшее образование (желательно техническое), или средне- техническое.
Прошедший соответствующее обучение, получивший удостоверение о проверке знаний требований охраны труда.

Но самое главное- умеющий взаимодействовать с контролирующими властями (весьма важный пункт, работодатель в последствии может убедиться).
Выбранного сотрудника (согласно вышеперечисленным требованиям, и после того, как он получил «корочку») необходимо назначить приказом (скачать примерный приказ о назначении на роль ответственного по охране труда в организации можно ).

В должностной инструкции необходимо прописать его обязанности на данной должности.
Не запрещено назначать по совместительству.

Как только все вышеперечисленные процедуры были соблюдены, работник может смело приниматься за непосредственные обязанности.

Что входит в обязанности ответственного по охране труда в организации

назначение ответственного по охране труда в организации

Ответственный, потому так и называется, что он несет ответственность за ОТ, и значит должен принимать соответствующие меры.

В его обязанности входит:

  • Доведение до личного состава нормативных требований РФ, как действующих, так и нововведенных;
  • Проведение инструктажей;
  • Отслеживание своевременного обучения сотрудников безопасным методам выполнения работ;
  • Вести учет ручного инструмента, а также агрегатов и автоматического оборудования, следить за целостностью и рабочим состоянием;
  • Следить за обеспечением сотрудников средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, моющими средствами и т.д.;
  • Контролировать процесс производства на предмет безопасности, принимать меры для устранения недоработок;
  • Вести нормативную документацию по Охране Труда на предприятии (ведение журналов, нарядов-допусков, другой документации);
  • Докладывать непосредственному руководству о проделанной работе, происшествиях, и нарушителях.

За безопасность предприятия и четкое исполнение личным составом нормативных предписаний, назначенный сотрудник (наравне с руководителем) отвечает, можно сказать «головой», так что выполнять требования необходимо незамедлительно, вплоть до остановки процесса производства.

Вводный инструктаж

Вышеупомянутый помощник, при видимом нарушении безопасности, имеет полное право отстранить любого специалиста от процесса производства до полного устранения недостатков.
При проведении проверок контролирующими инстанциями, незамедлительно предоставлять полный пакет документов по ОТ в организации, уметь точно и четко разъяснить инспектирующим сотрудникам процесс производства, и какие принимаются меры для улучшения условий труда.

Резюме: ответственный по охране труда в организации- специалист, назначенный руководителем из числа помощников (ИТР), помогающий главе следить за состоянием Охраны Труда в организации, как в рабочих процессах, так и документально, принимать меры для устранения недостатков, участвовать в мероприятиях, направленных на улучшения безопасности труда сотрудников предприятия.

Использован материал: ТК РФ, Постановление 1/29 (Заменило Постановление от 24 декабря 2021 г. N 2464 01.09.2022)